Top.Mail.Ru


Блог

Forward Brain — 1


30 января 2019

Давным-давно, когда у велосипедов были деревянные колёса, никто не задавался вопросом, как часто нужно смазывать цепь, потому что цепей просто не было.
Точнее цепи были, и использовали их повсеместно и достаточно давно. Ещё в 225 году до н.э. цепи использовали для подъёма вёдер с водой из глубоких колодцев.

Только в 19 веке француз Галль выкупил патент на приводную цепь и усовершенствовал её конструкцию. После этого велосипед обзавёлся цепной передачей, а сама цепь получила название "цепь Галля".

А теперь перенесемся в наше время. Вспомните свой велик из детства — весной достал его с балкона, смазал литолом заржавевшую цепь — и катаешь все лето.

Многоскоростной велосипед имеет 2-3 звезды впереди и 7-10 сзади. Различные комбинации этих передач позволяют приспособиться практически к любому рельефу и темпу движения.





Из-за своего конструктива велосипедная цепь подвержена быстрому износу, грубо говоря, она вытягивается. Разумеется, здесь нет физического вытягивания металла — ось (пин) растачивает отверстие (стакан) щеки, в которой она сидит. Результат — цепь становится длиннее.

Теперь представьте, что расстояние между пинами стало больше и цепь не может лечь идеально на зуб звезды. В таком случае цепь быстро проточит звезды под себя. На велосипеде у нас почти три десятка передач, и используем мы их далеко не равномерно.

То есть на каждой звезде появится свой рисунок, который успела проточить растянувшаяся цепь. Это быстро приводит к тому, что цепь не может удержаться на звезде, проскакивает под нагрузкой и слетает на соседние звезды. Всё, можно выбрасывать и цепь, и кассету. Передние звезды живут значительно дольше, но и они не вечны.

Чтобы такого не происходило, важно периодически проверять состоянии вашей цепи. Начать можно с визуального осмотра.

Основные признаки износа цепи:
  1. При сильном надавливании на педаль цепь начинает проскакивать, срываясь с зубьев звёзд кассеты. Это происходит по причине неправильного распределения усилий из-за увеличения шага между звеньями.
  2. При кручении педалей звенья цепи заклинивают.
  3. Невозможно нормально настроить переключение передач.
  4. Трансмиссия живёт своей жизнью: цепь самопроизвольно перескакивает по звёздам кассеты.
Чтобы максимально продлить срок службы изделия, соблюдайте простые правила:
  1. Перед поездкой убедиться в том, что трансмиссия правильно настроена (передачи должны переключаться чётко, посторонние шумы должны отсутствовать);
  2. Не допускать работу цепи без смазки. Скрежет/писк при работе цепи говорит о том, что интенсивно происходит процесс истирания металла;
  3. Смазанная, но грязная цепь ещё хуже, чем сухая, потому что велосипедист не слышит, что работающую цепь втихаря кушает абразив, и как следствие – ничего не предпринимает. Поэтому нужно следить за чистотой цепи;
  4. Изношенные звёзды кассеты и системы тоже тихо кушают цепь, поэтому нужно следить за состоянием зубьев;
  5. Правильная работа всей трансмиссии возможна только при нормально натянутой цепи, помни об этом при замене цепи;
  6. Самая главная беда для цепи – это сам велосипедист. Недальновидность и неумение прогнозировать свой путь приводит к переключениям передач под нагрузкой. С громким хрустом трансмиссия выполнит свою задачу, но каждое такое бездумное переключение приближает скорую смерть цепи. Ещё одна распространённая ошибка начинающего велосипедиста – это перекос цепи. Современные многоскоростные цепи и такое издевательство над собой стерпят. Только каждый оборот цепи всё больше и больше будет её расшатывать в поперечном направлении.
Как правильно выбрать цепь для велосипеда?

Выбор цепи зависит от количества звездочек в кассете. Для велосипеда с 5-ю звездочками идеально подойдет стандартная цепь с шириной в 2,4 миллиметра. Если на велосипеде 6-7 звездочек, то предпочтение нужно отдать более дорогой и качественной цепи. А для 7-8-звездочного велосипеда необходима гибкая и дорогая цепь. Конечно, можно заменить и на более дешевые цепи, но тогда придется очень часто их менять, вполне вероятно, вместе с кассетами.

Среди производителей велосипедных цепей можно выделить:

  • Shimano и SRAM – два лидера практически по всем комплектующим, у каждого есть свои фанаты, но выбрать однозначного лидера невозможно. Предлагают большой ассортимент, закрывающий все модели велосипедов. SRAM первые сделали цепь с замком, а Shimano применили сухую смазку. Конкуренция помогает велосипедистам.
  • Compagnolo – итальянская крупная фирма, сотрудничающая со спортивными командами, их велосипедные цепи очень качественны, фирма много вкладывает в разработку новых элементов, в их продукции часто встречаются уникальные новшества (замки, покрытия, смазывающие канавки, приёмы против растяжения).
  • KMC – тайваньский производитель, работающий больше 30-ти лет. Производит аналоги Shimano и SRAM по доступным ценам.
  • Wipperman – немецкий производитель, редкий гость в российских магазинах из-за высокой цены. Любим многими профессионалами.




Можно бесконечно рассуждать о преимуществах разных цепей — это зависит от степени фанатизма. Мы рассказали об основных моментах, которые будут полезны всем велолюбителям.

Если у вас появился вопрос, смело задавайте его в комментариях к этой статье!

Наши инженеры с радостью поделятся с вами нужной информацией.

В статье использованы материалы:

https://veloby.net
https://cycleinfo.net
http://velofans.ru